Что происходит с утильсбором: его примут или нет?

Дата публикации: 10 октября 2025
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
Что происходит с продажами автомобилей в России на самом деле
Что происходит с утильсбором: его примут или нет?

В России продолжаются споры о повышении утилизационного сбора на автомобили. Соответствующий проект был предложен Минпромторгом еще 10 сентября 2025 года и, по нашим данным, пока еще не принят.

Сроки публичного обсуждения проекта о повышении утильсбора истекли 3 октября, однако счетчик лайков и дизлайков на официальном сайте публикации документов еще работает. На днях число голосов за перевалило за символическое  число 666, а количество проголосовавших против оказалось больше 125 тысяч человек, что является абсолютным рекордом за всю историю существования данного сайта.

В Минпромторге, однако, не сдаются. На днях глава министерства Антон Алиханов выступил перед депутатами в Госдуме и привел аргументы за, которые требуют нашего пояснения. Потому, что из слов Алиханова складывается картина, которая противоречит действительности.

Что сказал министр


Сразу отметим, что не верить словам Алиханова у нас нет оснований. Те цифры, которыми он аргументирует свою позицию, похожи на реальные и близки к тому, что знаем мы. Но вот с выводами, которые делает министр, согласиться сложно.

Итак, министр пожаловался, что его ведомству уже пришлось сократить расходы на нужные стране проекты на 110 миллиардов рублей и в ближайшее время придется урезать бюджет еще на 124 миллиарда. Произошло это из-за снижения поступлений от утилизационного сбора.

Что же случилось? А вот что. По закону, граждане, которые сами покупают автомобиль для личного пользования имеют право на льготный утильсбор. И, по словам Алиханова, доля таких сделок выросла до 73%.

«Это либо 5 тыс. руб., либо 1 млн и выше на новый импортный автомобиль», - говорит министр. Мы немного его поправим. Либо 3 400 рублей при покупке в личное пользование либо 667 400 рублей при покупке через физлицо в случае, если это электромобиль или последовательный гибрид.

Таким образом, по версии Алиханова произошло вот что. Покупатели стали массово закупать машины для личного пользования, в том числе по «серой», как сказал министр схеме заказа машины через дилера на собственное имя, что и вызвало снижение поступлений в казну от утилизационного сбора.

Вывод? Надо повысить собираемость утилизационного сбора. Как? Запретить ввоз машин для личного пользования если их мощность превышает 160 лошадиных сил если это традиционные машины с ДВС, и 80 лошадиных сил если это электромобили и гибриды.

К слову, Алиханов прямо сказал то, что и раньше не особо скрывалось. Утилизационный сбор не имеет никакого отношения к утилизации. Эти деньги, по словам министра, «направляются на поддержку автостроения, самолетостроения, промышленной робототехники и других отраслей промышленности». То есть это просто еще один таможенный сбор. Просто поднять таможенный сбор, не занимаясь изобретением какого-то там утильсбора, Россия не может из-за правил Всемирной торговой организации, а теперь и Таможенного Союза.

Что происходит на самом деле


Выводы, сделанные министром, были бы верными если бы соответствовали действительности. Но это не так.

Осенью прошлого, 2024 года Минпромторг резко увеличил утилизационный сбор и сделал это вновь 1 января 2025 года. Это привело к тому, что крупные импортеры заранее ввезли в Россию большое количество машин, уплатив утильсбор по старым ставкам.

В 2025 году ввоз новых автомобилей в Россию буквально рухнул. По данным агентства «Автостат», за 6 месяцев в страну было ввезено 149,3 тысячи автомобилей моложе трех лет, то есть формально новых. Это на 63% меньше, чем годом ранее. То есть импорт снизился более чем в два раза. 

Что еще важнее, импорт машин на физлиц для личного пользования тоже снизился. Но меньше — по данным того же «Автостата» на 40%. Если что-то падает на 40%, а весь рынок на 63%, то доля первого растет. Именно доля, а не объемы. И тут Алиханов прав: доля импорта машин на физлиц для личного пользования выросла. Но именно доля. Сам ввоз — сократился.

Еще раз проговорим это. Если бы проект повышения утильсбора был принят еще год назад и если бы на число проданных автомобилей это не повлияло, то сборы средств в бюджет все равно были бы ниже, чем годом ранее просто потому, что число ввезенных автомобилей стало меньше.

А ввоз снизился именно из-за повышения утильсбора в 2024 году. Говоря простыми словами, Минпромторг поднял утильсбор, это привело к резкому снижению импорта автомобилей, сборы с них упали и теперь Минпромторг предлагает вновь поднять утильсбор. Да, вы все правильно поняли.

Что произойдет, если утильсбор поднимут


Первое — автомобили подорожают. Все автомобили. Потому, что ни один коммерсант, видя повышение цен у конкурента, не откажется от шанса переписать и свой ценник. А если откажется — то какой же он коммерсант? Мы, напомним, пока не при коммунизме живем и цены диктует рынок.

Новый утильсбор более всего бьет по сегменту рынка автомобилей стоимостью 2-6 миллионов рублей. Они сильно подорожают, и сегмент станет «пустым». Но так не бывает, его заполнят другие машины. Какие? Те, что сейчас стоят дешевле 2 миллионов рублей. 

Второе следствие повышения утильсбора — мы будем ездить на устаревших машинах. Проект предусматривает повышение утильсбора ежегодно, каждого 1 января следующего года. Что будут делать поставщики машин? Правильно — ввозить их на год вперед. В 2025 году мы это уже видим. Все салоны дилеров весь год продают машины 2024, 2023 и даже 2022 года выпуска. Как бы новые. Если проект Минпромторга примут, ситуация усугубится.

Мы в Журнале Rucars.ru ежедневно рассказываем вам о новинках из мира электромобилей и гибридов. Теперь ждите их в салонах российских дилеров через год-полтора, а не через пару месяцев, как это было до сих пор. Минпромторг создает условия, когда в России будут продаваться автомобили, которые в остальном мире уже сняты с производства как устаревшие. 

Так утильсбор поднимут или нет?


Мы не знаем. Точнее мы точно уверены в том, что появившаяся на днях информация об отмене утильсбора — не верна. «Достоверные, но не подтвержденные источники», на которые ссылаются те, кто пишет об отзыве проекта повышения утильсбора — это не более чем заинтересованные лица, которые пытаются принять у вас заказ на привоз автомобиля, зная, что до 1 ноября сделать это они не успеют.

То есть если кто-то говорит вам, что повышения утильсбора не будет, спросите у него, сколько он хочет на вас заработать. Если он не просит денег, то, возможно, говорит правду. Но мы таких источников, увы, не встречали.

При этом надо понимать, что за проектом повышения утильсбора стоят конкретные люди. А именно — Минпромторг, и возглавляющий министерство Антон Алиханов. Если бы против проекта не было возражений, его бы легко приняли. Но возражений масса, за что спасибо в том числе нам с вами — всем, кто голосовал против. 

А это значит, что мы уже дали противникам повышения утильсбора сильные аргументы. И им при обсуждении проекта в правительстве будет что возразить Алиханову. Надеемся, что здравый смысл восторжествует.
Материалы по теме
Младшему внедорожнику увеличат запас хода, старший лишат третьего ряда сидений
17 октября 2025
Премьера разработанной совместно с BAIC модели ожидается в первой половине 2026 года
20 августа 2025
Самая доступная версия модели смогла проехать на одном заряде свыше 935 километров
13 августа 2025
Dongfeng Box появится в России до конца 2025 года
10 июня 2025
Это более экстремальная версия обычного Volvo EX30
21 марта 2025
Автомобиль будет вдохновлен одной из моделей прошлого
4 сентября 2024
Автомобиль будет построен на базе кроссовера Geely Coolray
20 августа 2024
Автомобиль получил гибридную силовую установку
19 апреля 2024
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00

Меню
Авто под заказ
+7 (495) 255-70-30