Китайские электромобили дешевеют с каждым днем: что происходит

Дата публикации: 11 июня 2025
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
Начатая BYD ценовая война вызвала панику на рынке Китая
Китайские электромобили дешевеют с каждым днем: что происходит


Китайскую автомобильную индустрию лихорадит. В стране не первый год идут ценовые войны, которые к лету 2025 года особенно обострились. В очередную атаку пошел концерн  BYD, объявивший снижение цен почти по всему модельному ряду.

Что это означает для российских покупателей? Что машины подешевеют? Или что их производители разорятся и не смогут обеспечить автовладельцев даже запчастями. И вообще, что выгодно покупать в 2025 году? Давайте разберемся.

Электромобиль за $ 7 700

В конце мая 2025 года BYD, который недавно стал крупнейшим производителем электромобилей в мире (и уже давно лидирует на рынке гибридов) объявил о снижении цен на 22 своих модели. На некоторые автомобили стоимость упала на 34%.

К примеру, популярный BYD Seagull, который и так стоил у себя на родине менее 10 тысяч долларов, подешевел до 7 700 долларов. И за эти деньги клиентам предлагают не самоходную повозку, больше похожую на гольф-кар, а полноценный пятидверный автомобиль размером с Peugeot 206 или Opel Corsa. Или с хетчбэк Lada Granta, если так понятнее. 

Запас хода при этом у BYD Seagull будет больше, чем у Nissan Leaf первого поколения, а таких машин в России не мало, особенно в восточных регионах страны. То есть речь идет именно о полноценном электрокаре, пусть и не самом мощном, но за $ 7 700.

Тут надо сразу оговориться, что из-за таможенных пошлин тот же Seagull за пределами Китая  оказывается заметно дороже. Например, в Европе машина официально стоит от 23 тысяч евро. В 2024 году мы привезли такой автомобиль в Россию. Он обошелся клиенту дороже 2 миллионов рублей. Цены с тех пор снизились, и если вам интересно, то стоимость заказа можно уточнить у наших менеджеров по телефону, который указан в верху страницы.

Как отреагировала индустрия

Ассоциация автопроизводителей Китая (CAMA) выступила с заявлением на действия BYD, в котором говорилось ни много ни мало о вызванной новым витком ценовой войны паникой на рынке.

В похожем ключе выступила и официальная газета коммунистической партии Китая Peoples Daily. В статье сказано, что ценовая война ни к чему не ведет и не создает светлого будущего. «Ценовые войны снижают прибыть по всей цепочке производства автомобилей, разрушают всю экосистему и создают угрозу благополучия простых рабочих. Долгосрочное снижение цен до самого дна вредит устойчивому развитию промышленности», - пишет газета.

Отдельно выразился глава концерна Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь. По его словам, ситуация в автомобильном секторе Китая уже перегрета и напоминает ситуацию на рынке недвижимости, случившуюся несколько лет назад. Тогда застройщики так увеличили темпы строительства и так снизили цены, что в итоге целые кварталы и города остались не заселенными, а один из крупнейших девелоперов страны, компания Evergrande разорилась.

В BYD отреагировали на критику стандартными словами о здоровой конкуренции и о том, что покупатель вправе выбирать лучший продукт за меньшие деньги. Но отметили свое уважение к заявлению CAMA. В последнем в частности говорилось о недопустимости продажи машин ниже себестоимости.

Кризис ударил по иностранным автоконцернам

Одними из пострадавших от ценовых войн уже стали мировые автобренды. Их электромобили и гибриды в Китае продаются все хуже. Даже у Tesla наблюдается спад продаж в Китае, не говоря уже о таких марках как Mercedes или Volkswagen.

Напрямую скидки клиентам они не предлагают. Но на рынке складывается иная ситуация — рост числа подержанных машин без пробега. По определенным обстоятельствам, дилерам приходится выкупать автомобили у автопроизводителей и даже ставить их на номера, что автоматически переводит их в разряд подержанных. При этом пробег таких машин остается равен нулю.

Оставшись наедине с такими автомобилями, дилеры вынуждены продавать их с огромными скидками. Забегая вперед отметим, что мы в Rucars видим большие перспективы продаж таких подешевевших автомобилей Mercedes или BMW в России.

Чем плоха ценовая война

Причина ценовой войны в Китае на самом деле очевидна. Успех удачных моделей электромобилей и гибридов в прошлые годы вызвал желание других производителей создать похожие модели.

В итоге близких по характеристикам машин от разных брендов оказалось просто слишком много. И победит в борьбе за покупателей в таких условиях может тот, кто предложит лучшую цену.

Возникает вопрос — как сделать машину дешевле, чем она обходится в производстве. Ответ прост — продавать ее в убыток. А чем тогда этот убыток покрыть? Ответ также очевиден — занять деньги, чтобы вернуть их с лихвой в тот момент, когда конкуренты будут уничтожены, рынок захвачен и прибыть вернется вновь.

Не надо быть доктором наук в экономике чтобы понять, что план по уничтожению конкурентов может не удастся, а возвращать долги все равно придется. Точнее даже будет сказать так: если все станут играть в игру под названием «ценовые войны», то число победителей возможно окажется меньше числа проигравших. И тогда тем, кому не повезет, придется объявлять о банкротстве.

Примеров банкротства в молодой китайской индустрии электромобилей уже несколько. Нет больше  компании Human Horizons и марки HiPhi. Нет марки Judi, хотя их машины еще продаются в России некоторыми дилерами. На грани полного разорения производитель дешевых электромобилей Neta.

Так что наряду с очевидной выгодой для покупателей от ценовых войн, а именно со снижением цен, для конечного потребителя возникает и угроза в виде ухода компании с рынка с последующими проблемами с сервисом и запчастями.

Какие автомобили в безопасности

При множестве нюансов, в ценовых войнах во все времена действовало одно общее правило. Победителем как правило остаются самые крупные и развитые компании. Даже если они банкротятся, их активы скупает кто-то из конкурентов, и автомобильное производство продолжает функционировать.

Buick, Opel, Nissan, Kia, Citroen, Alfa Romeo, Rolls-Royce, Audi, Volvo и многие другие — это марки, которые в свое время были проданы более успешным автоконцернам. Но есть и те, кто разорившись оказались никому не нужны. Из свежих примеров это SAAB, Rover, Simca. На гране исчезновения легендарная в свое время итальянская марка Lancia.

Так что наш совет — выбирать электромобили, за которыми стоят большие, развитые автоконцерны. Пусть даже и китайские. Или рисковать и брать что-то более экзотическое. Выбор всегда за покупателем.

Материалы по теме
Пятиметровая новинка в стиле концепта Pearl проедет на электротяге 150 километров
17 июня 2025
Большой трёхрядный вседорожник сможет проезжать до 605 километров на одном заряде
22 мая 2025
Цены на электрокроссовер для европейского рынка пока не объявлены
15 января 2025
Предположительно, цена модели составит 28 650 долларов
9 января 2025
Модель 7X поступит в продажу до конца года
11 июля 2024
Завод концерна Stellantis в польском городе Тыхы приступил к выпуску китайского электромобиля Leapmotor T03. Первые экземпляры маленького хэтчбека уже сошли с конвейера, при этом по-настоящему массовым производство станет только в сентябре. Тогда же стартуют европейские продажи модели, нацеленной на конкуренцию с Dacia Spring.
17 июня 2024
Автомобиль выйдет на китайский рынок 13 июня
7 июня 2024
Вживую автомобиль представят на автосалоне в Пекине
11 апреля 2024
Меню
+7 (495) 255-70-30
Наш адрес
г.Москва, улица Ивана Франко, 10
Время работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00